Произведения искусства из серебра

Ювелирная техника финифть

finift

Немного истории

Удивительные цветные картины и узоры из стекла, выполненные на кольцах, кулонах, шкатулках, иконах – это финифть. Она считается одной из самых сложных ювелирных техник, история которой насчитывает тысячелетия. Еще древние римляне украшали при ее помощи фибулы – застежки одежды, внешне похожие на современные броши. Даже спустя сотни лет эти украшения со стеклянными вставками выглядят как новые: запеченное стекло практически не выцветает, сохраняя все оттенки цвета такими же яркими, какими их увидел мастер после обжига. В России с финифтью знакомы давно – древние славяне получили знания об этой технике из Византии. Да и само название пришло к нам из древнегреческого и обозначает «смешиваю».

Во время своего расцвета – в XVII–XIX вв. такой горячей эмалью писались целые сюжетные картины на крышках шкатулок, иконы, а с конца XIX в. мастера начали делать под заказ и портретные композиции, добиваясь при этом фотографического сходства с моделью.

В советское время этот портретный жанр получил неожиданное развитие, став особым явлением культуры. Запрет на изображение святых и создание икон побудил мастеров поменять сюжетные линии в своих рисунках. Так появились живописные произведения, отражающие быт и нравы советской России зарисовки сельской жизни, героические события гражданской войны, образы Ленина и Сталина. Даже в обычных для украшений цветочных мотивах появились заплетенные в узор колосья, пятиконечные звезды, серп и молот.

Интересный факт

В 1941 г. артель мастеров советской финифти должна была украсить в технике горячей эмали Дворец Советов и несколько станций московского метро. К сожалению, выполнение этого уникального проекта было прервано начавшейся войной.

uvelirnaya-finiftСоздание шедевра

Для создания эмалевого рисунка от ювелира требовалось не только знание технологии, но и талант художника, ведь рисунок нужно было сначала насыпать на металлическую основу при помощи стеклянного порошка, смешанного со специальными добавками. В качестве такой основы – подложки, как говорят ювелиры, – обычно используют латунь или томпак. Эти медные сплавы с цинком в составе отличаются высокой прочностью и обладают хорошим блеском, схожим с золотом. Недаром в древности из них даже изготавливали монеты.

Ювелир видел узор совсем не так, как мы: для получения разных цветов в стеклянную пыль добавляли соли различных металлов, которые проявляли свой цвет только после обжига. При этом разные металлы давали разные цвета:

  • золотой порошок давал красный цвет;
  • медный – зеленый;
  • кобальтовый – синий.

Для создания других цветов и их оттенков необходимо было смешивать эти и другие металлы в разных пропорциях. Пластину с насыпанным порошком укладывали в печь и обжигали при определенной температуре в диапазоне от 700 до 800 °С. Стеклянная пыль плавилась, а соли металлов проявляли свой цвет. Недостаточный по времени и жару обжиг приводил к тому, что краски не проявлялись должным образом, цвета оставались тусклыми; избыточный обжиг мог заставить цвета потускнеть.

Виды финифти

В современном ювелирном искусстве отражен весь многотысячелетний опыт многих мастеров.

Финифть – или горячую эмаль – делают разными способами, создавая действительно уникальные изделия. Вот только несколько видов техники создания разноцветных стеклянных вставок:

  • Выемчатая эмаль: в металлической (чаще всего – медной) пластине делают углубления, которые заполняют порошком. После обжига поверхность шлифуется и полируется.
  • Перегородчатая эмаль: отдельные фрагменты композиции припаивают на основу, составляя из них контур рисунка. Потом получившиеся ячейки заполняют разноцветной стеклянной пылью.
  • Эмаль по скани: рисунок из стекла формируется в углублениях между свитыми и напаянными на поверхность тончайшими проволочками.
Поделиться



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *